Дом Черепановых

Все знают кто построил первый российский паровоз, но не все знают когда и где. А дело было в нынешнем Нижнем Тагиле и бегал этот паровоз по чугунке от рудника до завода и обратно аж 854 метра.

В Нижнем Тагиле на берегу пруда стоит двухэтажный дом, в котором когда-то проживало семейство Черепановых. Документально — его старший сын до 1867. С тех пор там много кто жил и работал, пока здание в 1984 году не передали музейщикам. За два десятилетия они его отремонтировали в 2004 году открыли музей.

«Дом Черепановых» не есть «Музей Черепановых». До визита я это не знал.

Основной целью визита было желание разобраться в «паровозах Черепанова». В каждом музее железнодорожной тематики есть макет или модель первого российского паровоза.

И всё было бы хорошо, если бы не его «прижизненный» чертеж. А там другой паровоз!

Очень меня бесило это несоответствие. А тут еще и здесь висит вот такая картина.

Подхожу я тогда к тётеньке при зале и вопрошаю о сути моего раздражения. Слава Богу, смотритель (повышу  её в звании) оказалась в курсе и меня просветила. Оказывается вышеуказанный чертеж обнаружили только в 1982 году в Государственном архиве Свердловской области. И уже после этого стали делать правильные макеты и модели. А все модели, сделанные до этого, — это совсем даже не «первый паровоз Черепановых», а вообще … «второй паровоз Черепановых». Первый сделали в 1834 году, второй — год спустя. В ознаменование чего в этом музее присутствуют обе версии

Более того, в городе присутствуют две полноразмерных модели: здесь в саду и возле Уралвагонзавода

Причем одна из них на ходу! На каком именно  ходу, когда и зачем их сделали можно прочитать в газете Гудок от 12 февраля 2010 года По чертежам Черепановых.

Одна только эта отгадка полностью отбила моральные затраты на поездку — 420 км за рулём в одну сторону.

Осмотр экспозиции начинается со второго этажа. И это уже второй случай в моей музейной практике, когда ход осмотра осуществляется сверху вниз. Ну да ладно, нам сказали — мы пошли.

Именно о самих Черепановых, кроме паровозов, больше особо ничего и нет.

К своему стыду должен признать, что ранее с этой парочкой у меня была единственная ассоциация — «братья«, а оказывается — «отец и сын«. Хотя глядя на этот двойной бюст в голову приходит именно первое, а никак не второе. Вот и бензин на поездку отбил!

Вся экспозиция посвящена всем уральским механикам-самородкам и их творениям, начиная с паровой машины Ползунова,

Кузнецовских «…музыкальных дрожек с  верстомером…» (вроде хранятся в Эрмитаже) и астрономических часов,

которые играли музыку, показывали время и фазы луны. Реально как современный мобильник! Надо кому-нибудь подкинуть идею о русских корнях мобил.

Интересный и провокационный экспонат — велосипед Артомонова.

Во-первых, он целиком из железа. Во-вторых, сделан он якобы в 1801 году, более чем за полтора десятка лет до первых европейских моделей. В-третьих, на нём из Тагила в Москву, а это порядка двух тыщ километров, сгонял сам изобретатель. Первый факт не подлежит сомнению. Второй развенчали анализом железа — не ранее 1870 года. А вот третий еще нет. Имеется как минимум один тагильский энтузиаст, которые планирует повторить велопробег. По моему мнению, для этого надо иметь железный зад. Про то, чтобы рулить таким рулем надо быть мастером спорта по тяжелой атлетике я и говорить не буду — можно палку привязать, так и ехать.

Моё внимание привлекла попытка реконструкции рабочего кабинета с портретом Н.Н. Демидова.

Вернее прообраз логарифмической линейки (я уточнил у смотрителя) на столе.

Не знал, что это настолько старинный счетный инструмент.

Значимая часть экспозиции посвящена развитию железнодорожного дела на Руси, и далее по государственности, вообще и на Урале в частности

Здесь и различные макеты паровозов, в т.ч. разрезные и действующие.

Наглядные образцы технологий, оборудования и амуниции на стендах и витринах

Меня зацепили две вещи. Первая — это фотография деревянного железнодорожного моста (слева). Ранее, по своему скудоумию, я такие строения соотносил только с Диким Западом (справа).

Второе: стенд с железнодорожными фирменными знаками отечественных машиностроительных заводов конца XIX — XX  веков.

Я и раньше к ним неровно дышал, а тут прям влюбился!

А вот временная экспозиция «Не книжные герои» к 170-летию Д.Н. Мамина-Сибиряка не торкнула, ибо технической компоненты особо и не содержит.

И, конечно, нельзя обойти вниманием здоровый макет в масштабе 1/85. Макет электрифицирован, по рельсам бегает три состава: паровоз, тепловоз и электровоз. В кабине последнего установлена камера, которая транслирует на экран телевизора.

Этот и большинство других макетов создано руками Владимира Георгиевича Токарева. Именно на этот ушло порядка 5 лет работы. О мастере можно прочитать в газете «Весь Тагил» от 27 октября 2011 года «Паровозных дел мастер«. О макете и мастере мне с большой любовью рассказала смотритель зала, акцентируя внимание на мелочах, не сразу бросающиеся в глаза: грибник, пастух и т.д. Проникнувшись к внимательному слушателю, она даже дошла до демонстрации самого интимного: крыша у вокзала то съемная и там полно народу и интерьера!

Интимные фото в публичный доступ выкладывать не принято. Как минимум в приличном обществе. А мы ведь с вами приличные люди?

Остальные экспонаты в музее посвящены вопросам развития коммуникации: от флажковой азбуки Макарова, азам телеграфии и телеграфным аппаратам,

к коммутаторам и телефонным аппаратам.

По устройствам воспроизведения звука вообще отдельная мини-выставка,

несомненной жемчужиной которой является фонограф Эдисона.

Не остался в стороне А.С. Попов и его наследие

а также телевидение, как дальнейшее развитие идеи передачи информации на расстояние.

В дополнение к материалам, ссылки на которые указаны в тексте, предлагаю: официальная страничка музея на сайте Нижнетагильского музея-заповедника, отзывы на сайте Tripadvisor и несколько статей на сайтах kraeved1147, tourister, путевых заметок Алексея Кухтина и Ирины Тюмень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.