Технические памятники Перми

Как раз накануне я озадачился тем, что пропускаю целый культурно-технический слой в виде технических памятников. Вот на Перми решил попробовать.

Приоритет буду отдавать неавиационной тематике. И не потому что не люблю авиацию, совсем наоборот. А потому, что эта тема достаточно исследована. В сети существует множество информации по памятникам самолетам, как сводной, так и описательной. Следующая (по личным ощущениям) по охвату тема — железнодорожная. А вот остальные менее исследованы. Полностью игнорировать я их не буду, но приоритета лишу.

В Перми есть парочка очень простых, но весьма оригинальных памятников. Это первый в крае светофор

и простая водопроводная колонка в одном из парков.

Подобные памятники можно организовать в любом городе.

Хотя вот по светофору … На табличке 1956 год, а конструкция — выпуска после 1958 года. Откуда знаю? Привычное нам расположение сигналов (сверху вниз: красный, желтый, зелёный) введено именно в 1958 году, а до этого было обратным. Прочитать об этом можно в первом выпуске журнала «За рулём»  того года, а посмотреть в фильме «Улица полна неожиданностей» (Ленфильм, 1957 год) о котором я узнал из статьи «История дорожных светофоров в СССР, в фотографиях«.

Чисто военный памятник — самоходка ИСУ-152 на постаменте, расположен возле КПП некого сборного пункта (он не секретный, просто мне без надобности и внимания).

По некоторым конструкционным изменениям, рискну предположить, что это послевоенная поздняя модификация ИСУ-152К. Если кому хочется изучить вопрос подробнее, то вот материал от tankist_31 .

Еще один военный памятник и тоже на постаменте — это бронекатер Ак-454. Также возле проходной, но уже судозавода «Кама», на котором их и строили.

Именно этот, под номером 181, принимал участие в боевых действиях и был водружен на пьедестал в 1975 году. Катера не зря назывались «морскими танками» — башня Т-34 хорошо видна и снизу. Было бы замечательно вблизи рассмотреть его палубу с вооружением, но и так хорошо.

Интересный материал по этому катеру на сайте Аргументы и факты, именно про памятник на сайте Tourister, а о сложной судьбе некоторых пермских технических памятников. в т.ч. и этого, можно прочитать на Дзене  у starcom68.

В следующем месте, а именно на территории Пермского краевого клинического госпиталя для ветеранов войн, расположено сразу несколько экспонатов различной направленности. Что логично, ибо госпиталь для ветеранов всех родов войск.

С центральной аллеи можно и не заметить в кустах 130 мм пушку М-46

А вот МиГ-25 в любых кустах сложно не заметить — уж больно здоровый агрегат!

Чуть дальше в «лесу» стоит пусковая зенитного ракетного комплекса С-75 — частый гость военных выставочных площадок.

А вот её соседка — РЛС этого же комплекса, очень редко встречающееся устройство.

Оказывается там еще есть и Т-54Б, но обнаружил я это только сейчас, обрабатывая материал. Тщательней надо готовиться!

 

Собственно говоря, из посещенных памятников, военная тематика исчерпана.

Основной причиной, почему я не гнался за посещением Пермского музея электротранспорта это то, что у него два натурных экспоната: трамвай КТМ-1 и грузовой троллейбус КТГ-2. Оба они свободно доступны к обозрению и без посещения музея.

Аббревиатура КТМ расшифровывается как «Кировский трамвай моторный», Производился трамвай с 1947 г. по 1961 на Усть-катавском вагоностроительном заводе. Подборка исторических фото доступна на Дзене у ПАНТОГРАФА, у него же о сохранившихся экземплярах. А на Drive2.ru о восстановлении тульских трамваев в Москве.

А вот КТГ расшифровывается как «Киевский троллейбус грузовой». Выпускался с 1976 по 1993 годы и произведено их полторы тыщи. Где именно — понятно из наименования. Модель «2» — это грузовая платформа, а модель «1» — фургон. Основной примечательностью модели является двойная комбинированная установка: электродвигатель плюс ДВС. О киевских троллейбусах в целом можно почитать на Дзене Станислава Важенина, о тест-драйве именно такой модели с краткой исторической справкой на сайте Грузовик-пресс.

 

Рядом с железнодорожным вокзалом Пермь-1, который вроде особо и не вокзал уже, установлен памятник паровозу-танку П9-752.

Вид с пешеходного моста:

Рядом, на территории завода Шпагина, который уже и не завод вовсе и к пулемётам отношения не имеет, а представляет собой «…социокультурное пространство в историческом центре…» с полностью закрытым доступом, должен быть памятник дрезине ДГКу-187. Но попасть туда, оставаясь в рамках приличия, т.е. не перелезая через забор, не хамя охранникам и т.д., не получилось.

PS Предварительно резюмируя поход по техническим памятникам: дело интересное, познавательное, но трудоемкое. Протяженность маршрута объезда только посещенных мною локаций превысила 50 км.

Объезд на общественном транспорте занял бы 4 часа и это только в пути, без пересадок и ожидания. Такси между крайними точками обошлось бы в 300 руб. Т.е. без личного транспорта такие походы весьма затруднительны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.