Прочесывая Москву в поисках технических музеев с большим удивлением обнаружил походящую по времени выставку «Русский замок. Кузнечная летопись«. С разбега даже прочитал не с тем ударением и успел про себя разбухтеться: «У нас не замки, а крепости и кремли«. И только потом дошло о чём речь. Не то чтобы я фанат запирающих устройств: взламывать не приходилось, а вот устанавливать — да, но тема явно техническая, поэтому и интересная.
Выставка небольшая: на три зала, но в них уместилось более тысячи экспонатов.
То что замок изначально творение кузнечного ремесла отражено и в названии и при формировании композиции: верстак с кузнечными инструментами и амбарная дверь, увешанная ключами.
Огроменный замок, пристроенный на стену, также созвучен этой концепции.
Это потом уже узнаёшь, что он называется секирным, по форме пластины-основания: типа похоже на секиру. Ну и ставили его явно не на межкомнатную дверь.
Там на стенах еще много чего было, но именно изобразительное искусство я пропущу.
Основная же часть экспонатов была размещена вот в таких специфических витринах с тремя выдвижными ящиками с каждой стороны.
При наличии желающих лицезреть каждое изделие я выложу вот такие фото
Оказывается замки классической «замковой» формы называют репчатыми. Якобы потому что они формой напоминают репу
Ну, не знаю. При буйной фантазии и ограниченном наборе прототипов… Возможно.
Ха! Только щас дошло почему лук «репчатый«.
Во всю стену второго зала на длинной витрине выложены замки-годовики.
Это не срок годности замка, это просто год его изготовления.
Хронологический ряд охватывает период с 1832 по 1933 гг. Т.е. если сейчас — свежая модель смартфона, то раньше — навесного замка.
В центре зала уже знакомые витрины-тумбы,
одна из которых прям усеяна замками-замочками всех форм,
а вторая поражает некоторыми монументальными творениями.
Стены здесь в полной мере несут демонстрационную функцию. На них супер-пуперный сундучный замок,
музыкальный замок,
причём не один,
и целая коллекция солярных ключей!
Характеристика «солярный» относится исключительно к внешнему виду ключа, а не к его функциональным особенностям. Если вы присмотритесь к ним и проявите изрядную долю фантазии, то сможете увидеть в некоторых стилизованное изображение солнца.
А вот и третий зал в привычном уже оформлении.
Здесь можно посмотреть подборку юбочных замков.
Догадайтесь: откуда такое название?
И здесь же, ранее мне полностью неизвестные, винтовые замки.
Обратите внимание на ключ шурупчиком.
В предыдущем зале был стенд со схемой устройства такого замка, но я её не особо понял.
Из дополнительных материалов удалось уяснить, что это некий аналог современных колёсных гаек-секреток: в каждом замке уникальная (по всем параметрам) резьба, в которую может быть закручен только родной ключ. Они производятся и сейчас и имеются в продаже.
Большая часть экспонатов из собрания Вячеслава Арбузова, о личности которого на выставочных площадях ни сказано ни слова, зато в интернете полно информации.
Дополнительная информация о выставке: на сайте РосИзо, интересный репортаж на сайте «Журнал коллекция«, на сайте Смотрим есть небольшое интересное видео и, наконец, сайт с описанием экспонатов и аудиогидом по выставке.
PS Если кого заинтересовало: ещё успеваете. При наличии московской прописки.