Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта

Более тщательное изучение карты Екатеринбурга показало, что наряду с Музеем истории, науки и техники Свердловской железной дороги, о котором я вам уже рассказывал, существует еще и Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта. Располагается он на задворках города на станции Екатеринбург-Сортировочный.

К площадке, а это именно открытая (в любом значении этого слова) площадка, идти надо по длииинюющему железнодорожному переходу. Я такого никогда и не видел, правда немного-то я их и видел. По карте длина — километр! Зато пока идешь пропитываешься железнодорожным духом

 

и всякими положительными жизненными установками.

И посередь этого перехода, вам открывается вид на две половинки искомой площадки

А глянув вниз вы обнаружите и третью

Согласитесь от такого ракурса трудно удержаться — когда еще сподобишься!

На бетонном постаменте встали рядом, как и в жизни, паровоз ФД21-2970 «Феликс Дзержинский» (1941 года выпуска) и электровоз ВЛ22м171 «Владимир Ленин» (1946 год выпуска)

Вот только табличку надо бы обновить

Основная площадка чуть дальше и на ней 6 единиц техники — один экспонат сдвоенный.

 

А вот и наглядное представление  основных преимуществ этой демонстрационной площадки: она круглосуточная в режиме 24/7/365 и полностью бесплатная.

 

Экспонатов немного, поэтому можно внимательно рассмотреть каждый.

Магистральный грузовой паровоз Л-3262, выпущенный в количестве свыше 4000 с 1945 по 1955 год, ласково называемый с 1947 года «Лебедянка» или «Лебедь». Именно этот экземпляр 1953 года постройки.

Грузовой двухсекционный тепловоз ТЭЗ-4820. Третья серия потому, что состоит из серии № 1 и серии №2. Выпускали с 1953 по 1973 гг и силами трех заводов построили около 6800 единиц. Этот экземпляр стоит памятником с начала 2000-х.

Остальные 4 экспоната -это почти не отличимые на первый быстрый и чайниковский взгляд, а мой именно таким и был, советские электровозы. Причем первые. Раритеты!

Один из них близкий родственник установленного на постаменте Ильича и тоже «Владимир Ленин» только 19 серии.

В паспортных данных у него опечатка: он не «ВЛ19-32», а «ВЛ19-035». Впрочем на впечатление это нисколько не влияет. Производство  Володь, а это первый полностью самостоятельно спроектированный советский электровоз,  началось в 1934, а трудовую деятельность они закончили в 1972 году.

Еще пара электровозов принадлежит к когорте так называемых «Сурамских электровозов». Можно поискать в сети, но кратко: участок дороги, соединяющей Большой и Малый Кавказ, очень важный экономически, проходил по горной местности, плюс через тоннель 4 км — паровозы там не вытягивали, поэтому этот участок дороги был первым в СССР электрифицирован в 1932 году и на нем обкатывались все электровозы. Так что буква «С» в серии — это слово Сурамский! Они были американскими (С10), итальянскими (Си) и советскими (Сс). Вот один из последних Ссм05 и представлен на площадке

Их выпускали пару лет 1932-1934 гг, потом переключились на ВЛ. В 1952 году провели модернизацию, о чем свидетельствует литера «м» и в 1974 году вывели из эксплуатации.

В 1935 году на смену электровозу ВЛ19 начали проектировать серию ВЛ20 с рекуперативным торможением и еще рядом усовершенствований. А когда приступили к серийному выпуску, то дали обозначение «СК», что роднило с Сурамскими, но в реале означало «Сергей Киров».

В принципе они рядышком напоминают детскую загадку «Найти на картинке отличия»: некоторые видны сразу, а некоторые и не найти, но в целом картинка практически идентична.

Но мне лично больше запал их собрат ПБ21-01 — первый советский пассажирский электровоз.

 

Запустили его в 1934 году, отремонтировали в 1961 и сразу сняли с эксплуатации, поставив памятником в Перми. А в 2003 перекрасили и перевели на эту площадку.

Чем же он уникален и чем мне понравился? Серия «ПБ» означает «Политбюро ЦК ВКП(б)», номер «01» — это не серия, он просто один, единственный, как и Политбюро.

Посмотрите какая у него ходовая (термин не железнодорожный, но понятный)! Сравните с остальными электро и тепловозами. Я подходил — колеса мне в рост.

Потом в сети посмотрел: диаметр 1850 мм, т.е. даже чуть больше. А какая у него рама!

Фотография не в состоянии передать всю прелесть десятисантиметрового сплошного металла. Прям железный мамонт.

Ну и пойдём сходим на последнюю площадку.

У неё такой же круглосуточный и круглогодичный режим работы. Экспонатов столько же, но зато они все с табличками

Несколько разномастных вагонов

И дрезина ДМС, что означает «Дрезина монтажная скоростная» с движком от ЗИЛ-130.

И никаких тебе ФИО партийных и советских лидеров — скучно.

PS На таких станциях всегда где-то прячутся аварийно-восстановительные поезда, в состав которых входят достаточно привлекательные механизмы.

Ну и поскольку это действующее предприятие, то порой попадаются интересные образчики современного подвижного состава. Хотя по внешнему виду вот этого образца явно определяется, что его уже пора в музей

Оказалось что это вполне себе рабочая тягово-энергетическая установка ТЭУ630, которая предназначена для энергоснабжения рабочих машин, а также для перемещения в рабочем и транспортном режимах щебнеочистительных комплексов.

Но самое главное, что когда я идентифицировал в сети этот агрегат, то на сайте railgallery наткнулся вот на такое фото

датированное концом мая. А я там был в начале мая. Т.е. где-то там бегает не увиденный мною паровоз. Придется нанести повторный визит!

Представляю некоторые материалы по теме: «Локомотивы без пара и дыма» из журнала «Моделист-Конструктор», Паровозы Победы: паровоз «ФД», Скромный труженик тепловоз ТЭ3, Сурамские электровозы. А на Tripadvisor площадка не отметилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.