Музей истории Нижегородэлектротранс

На территории трамвайного депо №1 Нижнего Новгорода разместился небольшой Музей электротранспорта или, как его еще упрощенно называют, Музей трамвая. Правильное же название:   Музей истории МУП «Нижегородэлектротранс» и основан он в 1971 году в связи с 75-летием нижегородского трамвая.

 Как все ведомственные музеи он обладает существенным недостатком — работой в рабочее время, т.е. с выходными и праздничными днями, перерывом на обед. Ибо это предприятие. Плюс у него есть отдельные экскурсионные дни — вторник, четверг.

Экспозицию в помещении я смотреть не стал, а вот по площадке походил. Экспонатов чуть более десятка, поэтому можно чуток подробнее

Именно в Нижнем Новгороде 20 мая 1896 года впервые в России, втором, после  Киева, в Российской империи, было открыто пассажирское движение трамваев «Эрликон» бельгийского производства. Случилось это на территории 16-й Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки на линии, построенной германской фирмой «Сименс и Гальске».  Длина пути составляла около 4 км, линия обслуживалась 20 вагонами. В 1898 году предприниматель Р. фон Гартман передал свои права и обязательства по содержанию электрической трамвайной дороги «Русскому обществу электрических дорог и освещения» – прародителю нынешнего муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс».

В музее два вагончика Эрликон — моторный и прицепной. И если с моторным всё понятно — это реплика, построенная на Сормовском заводе в 1987 году для съемок кинофильма по роману Максима Горького «Мать», то с прицепным не всё так прозрачно. Во-первых, большинство источников приводит историю одного из вагонов, не уточняя которого из них. Во-вторых, очень вольно используются термины: «воссоздан», восстановлен», «построен» и т.д. В-третьих, есть информация, подтверждённая фотографией выше, что по городу ходили только одиночные Эрликоны, т.е. моторные, без прицепных.

Все это не мешает оценить аскетичность рабочего места вагоновожатого и пассажирского салона, сетку для ловли пассажиров

Следующий трамвай уже советской постройки — моторный вагон серии Х, который выпускали Усть-Катавский и Мытищинский заводы в 1926-1941 гг.

Название «серия Х» присвоено потому, что первая партия моторных вагонов ушла в Харьков, а прицепные вагоны получили наименование «серия М» потому что пошли в Москву.

Похож?

Вагоны серии ЛМ (Ленинградский моторный) производились на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВаРЗ). Соответственно ЛМ-49 производился с 1949 по 1968 гг. Обладал некоторыми прогрессивными особенностями: несущий кузов, раздвижные двери.

Фамильярно их называли «слонами» — типа между фар приделать хобот и вылитый слон. Лично я слона и не заметил.

К 7 ноября 1957 годы был выпущен первый вагон ЛМ-57. Всего до 1969 года их построили чуть более тысячи. Это вагон не соединялся в составы, даже просто не имел такой технической возможности.

За что и поплатился: пассажиропоток рос и одиночные трамваи были просто не в состоянии с ним справится.

В 1948 году началось производство трамваев на Рижском вагоностроительном заводе. Первая своя модель РВЗ-6 была выпущена в 1960 году, но получилось настолько сырой, что потребовалось 6 лет чтобы устранить все недостатки и выпустить модернизированную версию РВЗ-6М. В 1974 прошла еще одна модернизация и появился РВЗ-6М2 или 71-17. Трамвай получился настолько удачным, что не смотря  на прекращение в 1997 году выпуска запасных частей, в Хабаровске до сих пор бегает 12 пассажирских вагонов. В других городах их переоборудовали в специальные вагоны (грузовые, вышки и т.д.) и продолжают эксплуатировать. Что не удивительно, ведь их выпустили более 6000.

Проектирование следующего индекса РВЗ-7 началось в 1974 году. Модель была прям передовой: рекуперативное торможение, люминесцентное освещение и куча других. Настолько, что к серийному выпуску удалось приступить только через два года. Всего же их было выпущено несколько десятков, и в настоящее время сохранился только вот этот единственный экземпляр

До трамвая РВЗ-6 самым массовым был трамвай МТВ-82, выпускаемый с 1947 по 1961 год. Первые два года их выпускали в Тушино, сделав полтыщи экземпляров, а потом передали в Ригу где сделали еще 1707 единиц.

Вагон имел кучу модификаций, в том числе двухстороннюю для Одессы, и дожил до XXI века. Но интересен он еще и тем, что имел близкого родственника и однофамильца: троллейбус МТБ-82, производившийся с 1946 по 1961 гг.

Первоначально его выпускали на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, отсюда индекс «82». Завод располагался в подмосковном Тушино, для секретности его называли «московским». Вот и родилось обозначение: московский троллейбус с завода №82 -МТБ-82. Общее число выпущенных машин превысило 5000 и это была основа троллейбусного парка СССР в 1950-х годах.

Но к концу десятилетия он устарел и его сняли с производства. При этом остался большой задел уже собранных кузовов. Из них, удлинив на две оконные секции, и собрали первые экземпляры одноименного трамвая.

Однако выяснилось, что получившиеся «широколобые» трамваи не везде вписываются в габарит, поэтому приходилось тщательно выбирать для них маршруты. Зауженную версию, удлиненную еще на одно окно, стали выпускать с 1948 года.

Сходство и различие салонов видно невооруженным взглядом.

Троллейбус, реализованный на проверенных технических решениях, получился простым и надежным в эксплуатации. Но и недостатков хватало с лихвой. Поэтому на смену ему был разработан и с 1959 года выпускался на Заводе имени Урицкого, по аббревиатуре и название, троллейбус ЗиУ-5.

До 1972 года было выпущено свыше 16 000 машин, некоторые из которых, при штатном сроке эксплуатации в 14 лет, работали и в 21 веке.

В целом мне музей понравился. Нормальным людям прям специально для этого в Нижний ехать не стоит, но если туда попали, то грех не посетить. Рекомендовал бы предварительно созвонится. Тогда не будет накладок с режимом работы и экскурсию получите.

Официальная страничка музей на сайте Нижегородэлектротранс. Прям щас повесилась информация о закрытии музея, а еще вчера всё было нормально. Пара чужих репортажей о музее: издание «Деловой квартал«, Дзен от Homo mobilis, на сайте drive2. Ну и Tripadvisor, хотя там пусто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.