Если ехать из Тюмени в Нижний Тагил и не очень зацикливаться на трассах, то по дороге у вас будет город Алапаевск. Городом, причем не просто, а уездным, он стал по указу Екатерины II в 1781 году. Через 15 лет у него отобрали уездность, а уже советское время он переехал из Пермской губернии в Свердловскую область.
В этом городе жил И.Е. Сафонов, изобретать первой в России гидротурбины, здесь был создан самый первый Совет рабочих депутатов и по его улицам некоторое время бегал босоногий Петя, более известный как Пётр Ильич Чайковский. Но меня привлекло не это. Меня привлекла крупнейшая в стране и (может быть) старейшая Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД).
А вернее музей при ней.
Он расположен на территории действующего депо, ибо АУЖД не история, а вполне себе действующая реальность. Так что смело проникнув за ворота и отдав дань памяти железнодорожникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, пытаемся его найти.
Слева от входа с 1988 года на вечном приколе стоит тепловозик ТУ-2,
Назад
Далее
и сразу за ним подробная схема депо на которой … музея нет!
Не будем пугаться, а упрямо пойдем вперед. Путеводными звездочками нам буду лаконичные указатели, живописно раскиданные по территории,
Назад
Далее
и иные отметки его наличия,
пока за углом тепловозо-вагонного депо, а вернее — в его торце, мы не обнаружим искомое.
Небольшой музей расположился в бывшем электроцехе,
в наследство от которого осталась кран-балка под потолком.
Музей, несомненно, железной дороги,
Назад
Далее
но он больше о людях:
Назад
Далее
от немудрёного быта простых путейцев
Назад
Далее
и селян,
Назад
Далее
до кабинетов руководителей.
Назад
Далее
Но и, столь любимой моему сердцу, технической компоненте также нашлось место. Это, несомненно, значимое количество макетов,
Назад
Далее
при наличии которых нашлось место и подвижному составу реального масштаба.
Плюс очень интересные подборки железнодорожного антуража,
Назад
Далее
а также достижений вычислительной, электро- и коммуникационной техники в реальном масштабе и оригинальном исполнении.
Назад
Далее
Если на входе на территорию напоминание о погибших, то прощальный аккорд в память о выживших тогда.
И хотя музей закончился, но на территории депо можно насладится видом вот таких образцов подвижного состава
Назад
Далее
Снегоочистители так вообще лапочки (жаль двери заперты)
Назад
Далее
А где вы еще найдёте такую палитру «старого» дерева?
И не надо мне говорить — в любой деревне.
Всё это, вкупе с полным отсутствием людей (даже в курилках!) на территории и приглашающе открытым воротам депо
сподвигло меня продолжить экскурсию уже на производственных площадях,
Назад
Далее
тем более, что и там ощущался налет историчности.
Открытые двери вагонов манили меня и я не стал сопротивляться. И если первый вагон представил вполне ожидаемое электричкообразное нутро,
то плацкарт меня изрядно удивил.
Назад
Далее
И не столько тем, что в узкую колею 750 мм умудрились впихнуть спальные места и туалет, сколько тем, что в спальных местах на такой дороге вообще есть востребованность!
PS Есть возможность устроить себе экскурсионное путешествие по этой дороге. Подробнее об этом на сайтах UralWEB и на Дзене Капля. Центр.
Мне, по ряду причин, это сделать было невозможно, да не очень-то и хотелось. Но глядя на эту (с Википедии) и аналогичные фотографии, начинаю жалеть об упущенной возможности.