Музей истории Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги (АУЖД)

Если ехать из Тюмени в Нижний Тагил и не очень зацикливаться на трассах, то по дороге у вас будет город Алапаевск. Городом, причем не просто, а уездным, он стал по указу Екатерины II в 1781 году. Через 15 лет у него отобрали уездность, а уже советское время он переехал из Пермской губернии в Свердловскую область.

В этом городе жил И.Е. Сафонов, изобретать первой в России гидротурбины, здесь был создан самый первый Совет рабочих депутатов и по его улицам некоторое время бегал босоногий Петя, более известный как Пётр Ильич Чайковский. Но меня привлекло не это. Меня привлекла крупнейшая в стране и (может быть) старейшая Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД).

А вернее музей при ней.

Он расположен на территории действующего депо, ибо АУЖД не история, а вполне себе действующая реальность. Так что смело проникнув за ворота и отдав дань памяти железнодорожникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, пытаемся его найти.

Слева от входа с 1988 года на вечном приколе стоит тепловозик ТУ-2,

и сразу за ним подробная схема депо на которой … музея нет!

Не будем пугаться, а упрямо пойдем вперед. Путеводными звездочками нам буду лаконичные указатели, живописно раскиданные по территории,

и иные отметки его наличия,

пока за углом тепловозо-вагонного депо, а вернее — в его торце, мы не обнаружим искомое.

Небольшой музей расположился в бывшем электроцехе,

в наследство от которого осталась кран-балка под потолком.

Музей, несомненно, железной дороги,

но он больше о людях:

от немудрёного быта простых путейцев

и селян,

до кабинетов руководителей.

Но и, столь любимой моему сердцу, технической компоненте также нашлось место. Это, несомненно, значимое количество макетов,

при наличии которых нашлось место и подвижному составу реального масштаба.

Такая же крокозябра стоит и в Чудовском музе!

Плюс очень интересные подборки железнодорожного антуража,

а также достижений вычислительной, электро- и коммуникационной техники в реальном масштабе и оригинальном исполнении.

Если на входе на территорию напоминание о погибших, то прощальный аккорд в память о выживших тогда.

И хотя музей закончился, но на территории депо можно насладится видом вот таких образцов подвижного состава

Снегоочистители так вообще лапочки (жаль двери заперты)

А где вы еще найдёте такую палитру «старого» дерева?

И не надо мне говорить — в любой деревне.

Всё это, вкупе с полным отсутствием людей (даже в курилках!) на территории и приглашающе открытым воротам депо

 

сподвигло меня продолжить экскурсию уже на производственных площадях,

тем более, что и там ощущался налет историчности.

Открытые двери вагонов манили меня и я не стал сопротивляться. И если первый вагон представил вполне ожидаемое электричкообразное нутро,

то плацкарт меня изрядно удивил.

И не столько тем, что в узкую колею 750 мм умудрились впихнуть спальные места и туалет, сколько тем, что в спальных местах на такой дороге вообще есть востребованность!

 

Если заинтересовала сама дорога, то о ней можно прочитать на сайтах УралоВед, Заповедные железные дороги и у пикабущника Arthauser.

Именно о музее материалы на (традиционно) Tripadvisor, официальный сайт музея и его страница в VK.

 

PS Есть возможность устроить себе экскурсионное путешествие по этой дороге. Подробнее об этом на сайтах UralWEB и на Дзене Капля. Центр.

Мне, по ряду причин, это сделать было невозможно, да не очень-то и хотелось. Но глядя на эту  (с Википедии) и аналогичные фотографии, начинаю жалеть об упущенной возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.