Фантасмагоричная конструкция, видимая практически из любой части города, представляет собой основное литейное производство, суть две доменных печи.
Из уст экскурсовода я узнал массу интересных вещей, которые не берусь повторить здесь в силу свой чайниковости в данном вопросе. Предлагаю просто полюбоваться.
Немного приглядевшись к этим стальным джунглям понимаешь, что они представляют собой душевную такую хрономешанину. Вот эти три столба явно относятся к разным индустриальным эпохам.
А вот это кусок стены изначального доменного корпуса.
Здесь также полно труб, но они уже не водоводы, а воздуховоды
и опоясывают домны стальной паутиной,
о назначении которой можно только догадываться. Но зато любой мало-мальски знакомый с морской спецификой или просто посмотревший фильм «Волга-Волга» сразу догадается для чего предназначена эта труба.
Вот такой солидной «пушкой» выстрелами из специальной глины забивают лётку — отверстие внизу домны для выпуска готового чугуна и шлака.
А вот этим устройством её (лётку) открывают, вернее пробуривают.
И расплавленный чугун весёлой огненной рекой бежит по желобам
в специальные ковши на железнодорожной тяге.
Обратите внимание что они слегка отличаются конструктивно и стоят под разными лотками. Один из них под чугун, а другой под шлак. А регулировка какой раскалённый поток куда течёт осуществляется немудрёной заслонкой.
Доменный двор знаменит тем, что именно здесь всем работникам завода объявили о его закрытии.
Всем предложили трудоустройство на новом заводе, но не все туда пошли.
Мартеновское производство на заводе открыли вторым, в 1876 году, в 1891 году построили новый мартеновский цех с двумя печами,
в 1953 году его реконструировали, а в 1980 году закрыли.
Мартеновская печь выдаёт железо, а не чугун, как доменная, и загрузка в неё осуществляется сбоку, а не сверху. Делается это огромной поварёшкой,
при виде которой невольно вспоминаешь анекдот про медведя, которой глядя на пасть бегемота мечтательно произносит: «Таким едальником, да медка б хлебнуть!«.
Сталь отправлялась на новый завод через весь город на железнодорожном ходу для дальнейшей обработки,
но не просто так каталась, а формировала по дороге в изложницах требуемые заготовки.
Обращает внимание, что мартеновский цех уже значимо перегорожен запрещающими ленточками, а состояние радиального отстойника,
впрочем как и остальные виды завода, дают понимание, что долго это заповедник не протянет, так что вы с визитом не тяните!