Музей истории Западно-Сибирской железной дороги

Очень давно не вспоминалось ни про Новосибирск, ни про железные дороги. И щас бам: одним выстрелом — двух зайцев!

Невдалеке от железнодорожного вокзала Новосибирска находится Музей истории Западно-Сибирской железной дороги, который расположился в Выставочном центре этой же дороги, бывшем ДК Железнодорожников от 1926 года.

А вы знали, что Новосибирск ранее назывался Новониколаевском? Теперь — знайте. Хотя вот Википедия говорит, что Но́во-Никола́евск.

Интересно, есть ли город с железной дорогой, но без соответствующего Дома Культуры? Скорее всего нет. Как и нет музея железнодорожной тематики без макета/модели паровоза Черепановых.

А вот макет паровоза «Проворный», открывшего движение в 1837 году по Царскосельской  железной дороге, гораздо более редкий экспонат.

Это потому, что он британец по рождению. Хотя «прожил» 20 лет и «скончался» в России.

Также традиционным  для таких  музеев является наличие действующего макета. Минипаровозики змейкой чухчухающие по микрорельсам — зрелище реально завораживающее.

Лично я живу уже более полувека под этим гипнозом.

Яркое отличие именно этого заведения — помещение. Не каждому достается огромный двухэтажный светлый зал.

А так-то всё традиционно: макеты подвижного состава и

зданий вокзалов

и депо.

Блин, помирать буду, а так и не прощу тётке с депо Пермь II, которая меня шуганула за считанные минуты до того, как на такой карусели собирались прокатить настоящий паровоз! Вот здесь (Депо Пермь II) я плакался на эту тему!

Классикой является демонстрация инструментов и устройств строительства и эксплуатации пути,

равно как и его элементов.

Достаточно часто встречаются подборки фонарей и иных сигнальных устройств,

являющихся экзотикой для нормальных людей.

Частыми объектами демонстрации являются те или иные части подвижного состава.

Дольше всего в немом восхищении я простоял возле этого стенда.

Нет, я не преклонялся перед человеческим гением, заменившим трение скольжения трением качения и обеспечившим микронную точность изготовления. Я изумлялся упорству и настойчивости ватаги младше и среднешкольников полувековой давности умудрявшихся в штатном порядке разбивать такие подшипники каменными булыганами. Само собой я был  одним из них. А ведь его ещё нужно было стащить и дотащить.  Такую энергию да в созидательное русло!

Во всех аналогичных музеях находится место средствам связи и вычислительной техники. Если первое абсолютно понятно — провода то тянутся именно вдоль железнодорожных путей,

то второе — наверняка с пионерством в области внедрения автоматизированного учета и управления.

Причем в объемах, порой соперничающих со специализированными выставками, об одной из которых я вам недавно рассказывал (Выставка «Эволюция вычислительной техники» (Фотогалерея)).

Вот их любовь к часам естественна и понятна — и действительно: куда на железной дороге без часов?!

В любом городе нашей страны, железнодорожники помнят о своих коллегах, погибших в годы Великой Отечественной войны, и гордятся своим вкладом в Победу.

И это хорошо и правильно.

Несомненно, посетителей познакомят с историей строительства именно этой регионально-территориальной дороги

и её развития.

В сибирских музеях обязательным является раздел про переселенцев и их быт.

Фишкой именно этого музея является наличие большого количества экспонатов по амуниции, обмундировании

и прочей атрибутике железнодорожников,

вплоть до пломб (и это я не о зубах).

И вот уж прям уникальным является упоминание о художнике П.Я. Пясецком, сотворившем акварельную панораму Великого Сибирского пути длиной 942 метра!

О её первой демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году писали так: «...фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения.» Там же еще один интересный факт: «…Павел Яковлевич явился одним из первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого».«На сайте Эрмитажной Академии можно посмотреть цикл лекций Сибирский путь П. Я. Пясецкого в 11 частях. Если лень смотреть так долго, то можно кратко и по всему творчеству на сайте Искусство, откуда и взяты предыдущие цитаты.

Официальная страница музея на сайте РЖД и, как городская достопримечательность, на сайте Tripadvisor. Интересный репортаж на сайте Томский Обзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.