Верхняя Пышма. История создания.

Вступление

Все мои материалы, кроме этого, я сначала публикую на русском языке, а уж потом на английском. Ну, готовлю я их всегда на родном языке. В данном случае это был ответ на вопрос форумчанина Dioramartin из Новой  Зеландии, заданный им на форуме KitMaker, за что ему большое спасибо. Подготовленный материал я посчитал достойными предложить вашему вниманию.

Музей большой, материалов по нему много и основная трудность — в куче слов найти крупицу информации.

Ниже курсивом выделены прямые цитаты страниц Интернет. Лень восстанавливать ссылки на источник, думаю прямой поиск точно его укажет.

 

История музея

Практически в каждом российском населенном пункте, кроме совсем уж маленьких, есть памятник Великой отечественной войне — Вечный огонь. Был такой и в Верхней Пышме рядом с главным входом на завод (фотография 1988 года)

В 1991 году его кардинально изменили: установив 5 плит с именами заводчан, погибших во время войны. А в 2005 году он принял современный вид: добавлена стела «Журавли»

Тогда же «…при помощи поисковых отрядов и при активном содействии Министерства обороны России, нам удалось достать первые экспонаты будущего музея — две пушки, которые освобождали от фашистов Советскую Белоруссию.»

Так и родилась идея создания музея. «…Его открытие состоялось 9 мая 2006 года и первых экземпляров военной техники было всего десять! Спустя год у мемориала «Журавли» выстроилось 20 образцов, а через два в музее добавилось еще 10 единиц техники разных родов войск…»

Некоторое время экспозиция демонстрировалась на закрытой территории завода. Туда можно было попасть только на специальном автобусе. Такое положение не устраивало всех: посетителей. заводчан, музейщиков.

«... В 2013 году было открыто первое здание комплекса – Музей военной техники..

Вот достаточно подробный репортаж о музее от 2016 года

«…В определенный момент [экспонаты] элементарно перестали умещаться в здание, поэтому в 2018 году на территории музея был открыт выставочный центр Музея автомобильной техники».

«…В последующие годы экспозиция под открытым небом регулярно пополнялась новыми образцами техники, благодаря сотрудничеству с Министерством обороны России, а также — поисковыми отрядами и частными коллекционерами.»

 

Пополнение коллекции

Надо понимать, что не все экспонаты в музее являются оригинальными изделиями. Да оригиналы есть и их немало. Но много техники с различной степенью историчности -не всё удаётся восстановить полностью. Если корпуса боевой техники еще находятся в «приличном» состоянии, то их мелкие элементы сгнивают совсем. Вот что говорят сами музейщики: » … в реставрируемой технике долю оригинальных деталей удается довести до 50-60%, а в некоторых случаях — и до 70%. Все остальное приходится изготавливать самостоятельно либо заказывать их на других предприятиях.«

Есть и просто макеты.  Этот факт не прячут, а так и пишут на табличках. Я вам показывал фото спускаемой космической капсулы — это макет. Еще несколько катеров, тоже макеты.

Причем макеты бывают разные: можно сделать просто внешность из фанеры, а можно полностью построить. В 2020 году для музея в Новосибирске полностью сделали истребить Ла-5, которых просто не осталось нигде.

«Сложность воссоздания этого типа истребителя состоит в том, что он почти весь цельнодеревянный. Исключение — носовая часть с капотами двигателя, жаропрочные накладки на фюзеляже и другие отдельные элементы конструкции. Поэтому… по заводским чертежам Ла-5 снова выклеили фюзеляж из березового шпона. Для соблюдения технологии военного времени им пришлось выклеить 6 слоев материала, который в КБ называли «дельта древесина». Он заменял в то время в СССР дефицитный авиационный алюминий. Машина оснащена оригинальным двигателем АШ-82. Работа над восстановлением самолета заняла 16 месяцев.»

Большие самолеты достаточно легко, с помощью Министерства обороны само собой, можно найти по обочинам военных аэродромов. Вот репортаж как собирали в музее Ту-16 с интересным видео в режиме таймлапса. Понятно, что просто так такое не купишь.

Один из паровозов стоял заброшенный в ямальской тундре за Северным полярным кругом в одном из ГУЛАГов. Он был выпрошен у местной власти (я как раз там жил и работал) и вывезен вертолетами по частям.

А вот американский гидросамолет Каталина был именно куплен и именно в США. Вроде именно этот участвовал в фильме «Плохие парни», но я не помню такой сцены, а пересматривать — лень. Вот репортаж по его сборке.

Не уверен о каком самолете шла речь (не смог заново найти информацию), но несколько лет тому назад в патриотической общественности США был большой скандал, так как выяснилось что один из музейных самолетов местного производства был продан в другую страну и в самих США таких не осталось.

Я уже говорил, что один из владельцев музея миллиардер Козицин. Вот только узнал, что в прошлом году он выкупил у своей же компании свой же музей за 1,2 миллиарда рублей. Как пишут, это обычная практика при проведении структурных изменений.

Этот Козицин продал чехам Aircraft Industries, которая производит самолет Л-410. Сам летает на Airbus A320 за 67 миллионов долларов.

Так что деньги у него есть и есть надежда на дальнейшее пополнение экспозиции.

И в завершение несколько ссылок на другие репортажи об этом музее : на автомобильном сайте с уклоном в автомобили в двух частях(начало и конец), на военном сайте с большой часть техники ленд-лиза,

У музея есть официальный сайт mkugmk.ru, но он не очень интересный на русском языке, а на английском и того меньше, но там можно купить билет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *