Хочу предложить вашему вниманию достаточно редкий музейный объект — целый завод, а именно эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод«.
Находится это чудо в Нижнем Тагиле и туда можно попасть!
Но не зимой.
Если кратко об истории, то завод был основан Демидовым в 1725 году, вместе со страной прошел всю череду трансформаций и был закрыт в 1987 году, но не снесён, а оставлен памятником.
Его история интересна, но сейчас не о том. Хотя …
Вы же в курсе, что российские паровозоизобретатели Черепановы именно отсюда? Если нет, то можно посмотреть мой репортаж о Доме Черепановых.
Почему их паровоз бегал на коротком плече — менее километра и почему их всего два и было? Почему на промышленном Урале паровая техника (первоначально) особо распространения не получила?
Причина достаточна проста: окрест не было угля. Существовавшая металлургия базировалась на древесном угле, запрос на который был так высок, что были практически в ноль вырублены местные леса. На паровые механизмы топлива уже не хватало.
Энергию для промышленности давала вода. Она же служила и транспортной магистралью. В частности для обеспечения работы этого завода, река Тагил была перегорожена и создан вот такой пруд,
ныне любимый и востребованный местными жителями.
Мало того, вся территория завода была дополнительно углублена. По высоте плотины можно представить уровень воды.
На завод можно попасть только по мосту, что придаёт ему очарование старинной крепости.
Но средневековье вас недолго очаровывает, ровно до входа в прокатный цех.
Назад
Далее
Здесь ты становишься в ступоре и тебя мучает два вопроса: «Где крыша? И почему всё ржавое?«. На первый вопрос от экскурсовода был получен простой ответ — это музейщики и убрали, дабы лучше было видно внутреннее содержание помещения и изящность конструкции, в которой им мнится рука Шухова. Лично я не нашел подтверждения.
Про ржавчину я не решился спрашивать боясь обидеть, но она меня изумляла всё время нахождения на заводе.
Назад
Далее
Я работал на машиностроительном заводе, приходилось бывать и на иных промышленных объектах, но везде и всегда металлически конструкции были окрашены. Впрочем может и здесь было также, просто производственников здесь уже более 30 лет не было.
Помните: плотина и всё такое прочее? Вот это кирпичное — это её задняя (подпорная) стенка, а кругло-клёпанное и есть водовод.
Назад
Далее
Изначально он был деревянным, а вот именно эта конструкция образца 1899 года! При длине в 260 метров, он подавал поток всем механизмам.
Прорехи — это наследие лихих 90-х и алчности охотников за металлом.
Одним из потребителей напорной кинематики было вот это водяное колесо.
Назад
Далее
А в нише вращался, обеспечивая плавность хода, маховик. Ныне отрезанный.
И у меня большое ощущение, что это именно он размещен на площадке в городском парке.
Назад
Далее
Весь этот механизм приводил в движение листопрокатный стан вплоть до 1957 года! То что в последние годы у него был статус вспомогательного и учебного, столь знаменательного факта не умоляет.
Основной прокатный стан приводился с использованием электропривода, в конструкции которого явно просматривается водная родословная.
Назад
Далее
Очень явственны следы «омоложения» махового колеса с заменой литых спиц на прокатные.
Назад
Далее
Я бы на такую ременную передачу в работе полюбовался бы. Это на порядок превосходит всё то, что мы рассчитывали и чертили в институте.
Этот механизм наглядно иллюстрирует распространённый на Урале переход от водяного привода сразу к электрическому, минуя эпоху пара.
Первую электростанцию с двумя паровыми машинами и генератором на заводе организовали в 1895 году, а в 1913 построили более мощную, оснащенную английскими паровыми котлами фирмы «Стерлинг», которые (вроде) до сих пор обогревают часть города.
В начале XIX века для собственных нужд было организовано механическое производство, под которое в 1832 году был построен отдельный корпус.
Внутри цеха проходил водовод, приводивший в движение станки. Сначала индивидуально, затем с единой турбины на две трансмиссии с обоих сторон пролета, а с них уже шкивами на станки. Только в 1930 году привод был заменён на электрический. К тому времени количество передаточных ремней достигло 2700. Отказались от такой конструкции только в середине прошлого века, т.к. каждый станок обзавелся индивидуальным электрическим приводом.
Сейчас этот водовод прикрыт металлическими настилами. А литые колонны, на которые опирались валы привода, остались в первозданном виде.
Кран-балка появилась в цеху в 1892 году.
В 1938 году её модернизировали и механизировали, с сохранением конструкции, и с тех пор она сохраняет работоспособность.