Музей истории Западно-Сибирской железной дороги

Очень давно не вспоминалось ни про Новосибирск, ни про железные дороги. И щас бам: одним выстрелом — двух зайцев!

Невдалеке от железнодорожного вокзала Новосибирска находится Музей истории Западно-Сибирской железной дороги, который расположился в Выставочном центре этой же дороги, бывшем ДК Железнодорожников от 1926 года.

А вы знали, что Новосибирск ранее назывался Новониколаевском? Теперь — знайте. Хотя вот Википедия говорит, что Но́во-Никола́евск.

Интересно, есть ли город с железной дорогой, но без соответствующего Дома Культуры? Скорее всего нет. Как и нет музея железнодорожной тематики без макета/модели паровоза Черепановых.

А вот макет паровоза «Проворный», открывшего движение в 1837 году по Царскосельской  железной дороге, гораздо более редкий экспонат.

Это потому, что он британец по рождению. Хотя «прожил» 20 лет и «скончался» в России.

Также традиционным  для таких  музеев является наличие действующего макета. Минипаровозики змейкой чухчухающие по микрорельсам — зрелище реально завораживающее.

Лично я живу уже более полувека под этим гипнозом.

Яркое отличие именно этого заведения — помещение. Не каждому достается огромный двухэтажный светлый зал.

А так-то всё традиционно: макеты подвижного состава и

зданий вокзалов

и депо.

Блин, помирать буду, а так и не прощу тётке с депо Пермь II, которая меня шуганула за считанные минуты до того, как на такой карусели собирались прокатить настоящий паровоз! Вот здесь (Депо Пермь II) я плакался на эту тему!

Классикой является демонстрация инструментов и устройств строительства и эксплуатации пути,

равно как и его элементов.

Достаточно часто встречаются подборки фонарей и иных сигнальных устройств,

являющихся экзотикой для нормальных людей.

Частыми объектами демонстрации являются те или иные части подвижного состава.

Дольше всего в немом восхищении я простоял возле этого стенда.

Нет, я не преклонялся перед человеческим гением, заменившим трение скольжения трением качения и обеспечившим микронную точность изготовления. Я изумлялся упорству и настойчивости ватаги младше и среднешкольников полувековой давности умудрявшихся в штатном порядке разбивать такие подшипники каменными булыганами. Само собой я был  одним из них. А ведь его ещё нужно было стащить и дотащить.  Такую энергию да в созидательное русло!

Во всех аналогичных музеях находится место средствам связи и вычислительной техники. Если первое абсолютно понятно — провода то тянутся именно вдоль железнодорожных путей,

то второе — наверняка с пионерством в области внедрения автоматизированного учета и управления.

Причем в объемах, порой соперничающих со специализированными выставками, об одной из которых я вам недавно рассказывал (Выставка «Эволюция вычислительной техники» (Фотогалерея)).

Вот их любовь к часам естественна и понятна — и действительно: куда на железной дороге без часов?!

В любом городе нашей страны, железнодорожники помнят о своих коллегах, погибших в годы Великой Отечественной войны, и гордятся своим вкладом в Победу.

И это хорошо и правильно.

Несомненно, посетителей познакомят с историей строительства именно этой регионально-территориальной дороги

и её развития.

В сибирских музеях обязательным является раздел про переселенцев и их быт.

Фишкой именно этого музея является наличие большого количества экспонатов по амуниции, обмундировании

и прочей атрибутике железнодорожников,

вплоть до пломб (и это я не о зубах).

И вот уж прям уникальным является упоминание о художнике П.Я. Пясецком, сотворившем акварельную панораму Великого Сибирского пути длиной 942 метра!

О её первой демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году писали так: «...фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения.» Там же еще один интересный факт: «…Павел Яковлевич явился одним из первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого».«На сайте Эрмитажной Академии можно посмотреть цикл лекций Сибирский путь П. Я. Пясецкого в 11 частях. Если лень смотреть так долго, то можно кратко и по всему творчеству на сайте Искусство, откуда и взяты предыдущие цитаты.

Официальная страница музея на сайте РЖД и, как городская достопримечательность, на сайте Tripadvisor. Интересный репортаж на сайте Томский Обзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *