Очень давно не вспоминалось ни про Новосибирск, ни про железные дороги. И щас бам: одним выстрелом — двух зайцев!
Невдалеке от железнодорожного вокзала Новосибирска находится Музей истории Западно-Сибирской железной дороги, который расположился в Выставочном центре этой же дороги, бывшем ДК Железнодорожников от 1926 года.
А вы знали, что Новосибирск ранее назывался Новониколаевском? Теперь — знайте. Хотя вот Википедия говорит, что Но́во-Никола́евск.
Интересно, есть ли город с железной дорогой, но без соответствующего Дома Культуры? Скорее всего нет. Как и нет музея железнодорожной тематики без макета/модели паровоза Черепановых.
А вот макет паровоза «Проворный», открывшего движение в 1837 году по Царскосельской железной дороге, гораздо более редкий экспонат.
Назад
Далее
Это потому, что он британец по рождению. Хотя «прожил» 20 лет и «скончался» в России.
Также традиционным для таких музеев является наличие действующего макета. Минипаровозики змейкой чухчухающие по микрорельсам — зрелище реально завораживающее.
Назад
Далее
Лично я живу уже более полувека под этим гипнозом.
Яркое отличие именно этого заведения — помещение. Не каждому достается огромный двухэтажный светлый зал.
А так-то всё традиционно: макеты подвижного состава и
Назад
Далее
зданий вокзалов
и депо.
Блин, помирать буду, а так и не прощу тётке с депо Пермь II, которая меня шуганула за считанные минуты до того, как на такой карусели собирались прокатить настоящий паровоз! Вот здесь (Депо Пермь II) я плакался на эту тему!
Классикой является демонстрация инструментов и устройств строительства и эксплуатации пути,
равно как и его элементов.
Достаточно часто встречаются подборки фонарей и иных сигнальных устройств,
являющихся экзотикой для нормальных людей.
Частыми объектами демонстрации являются те или иные части подвижного состава.
Назад
Далее
Дольше всего в немом восхищении я простоял возле этого стенда.
Нет, я не преклонялся перед человеческим гением, заменившим трение скольжения трением качения и обеспечившим микронную точность изготовления. Я изумлялся упорству и настойчивости ватаги младше и среднешкольников полувековой давности умудрявшихся в штатном порядке разбивать такие подшипники каменными булыганами. Само собой я был одним из них. А ведь его ещё нужно было стащить и дотащить. Такую энергию да в созидательное русло!
Во всех аналогичных музеях находится место средствам связи и вычислительной техники. Если первое абсолютно понятно — провода то тянутся именно вдоль железнодорожных путей,
то второе — наверняка с пионерством в области внедрения автоматизированного учета и управления.
Вот их любовь к часам естественна и понятна — и действительно: куда на железной дороге без часов?!
Назад
Далее
В любом городе нашей страны, железнодорожники помнят о своих коллегах, погибших в годы Великой Отечественной войны, и гордятся своим вкладом в Победу.
И это хорошо и правильно.
Несомненно, посетителей познакомят с историей строительства именно этой регионально-территориальной дороги
Назад
Далее
и её развития.
Назад
Далее
В сибирских музеях обязательным является раздел про переселенцев и их быт.
Фишкой именно этого музея является наличие большого количества экспонатов по амуниции, обмундировании
Назад
Далее
и прочей атрибутике железнодорожников,
Назад
Далее
вплоть до пломб (и это я не о зубах).
И вот уж прям уникальным является упоминание о художнике П.Я. Пясецком, сотворившем акварельную панораму Великого Сибирского пути длиной 942 метра!
О её первой демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году писали так: «...фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения.» Там же еще один интересный факт: «…Павел Яковлевич явился одним из первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого».«На сайте Эрмитажной Академии можно посмотреть цикл лекций Сибирский путь П. Я. Пясецкого в 11 частях. Если лень смотреть так долго, то можно кратко и по всему творчеству на сайте Искусство, откуда и взяты предыдущие цитаты.